6 итогов работы с доской Baby-SCRUM, или нельзя заставить ребёнка управлять его делами

 

Можно только научить

Первая статья про наш домашний Baby-SCRUM привлекла много внимания в социальных сетях. Меня даже пригласили на конференцию для родителей и педагогов, чтобы я подробнее рассказал об этом. Люди писали вопросы мне в личку соцсетей, показывали фотографии своих досок и спрашивали, что улучшить. Было предложение сделать онлайн-курс на эту тему (возможно, я его сделаю). Видимо, тема оказалась ещё горячее, чем я думал.

Сергей Пархоменко с сыном.

Самый частый вопрос: «Как заставить ребёнка использовать эту систему?». Ребята, «заставить» — крайне неподходящее слово! Вы завязнете на пути взаимных манипуляций, взяток, саботажа, подкупа, шантажа и наказаний.

Развитие навыков управления своими делами, временем, ресурсами — это, по сути, обучение осознанному управлению своей жизнью. Весь этот Baby-SCRUM придуман не для того, чтобы сделать ребёнка удобным исполнителем, а чтобы он стал деятельным организатором.

Попытался сформулировать какие-то правила, важные вещи, которые стоит знать родителю, заинтересованному в том, чтобы Baby-SCRUM заработал.

1. Невозможно научить ребёнка быть организованным, не показывая, как это работает

Это как с рюмкой в руке рассуждать о вреде алкоголя: так мы можем научить только тому, как с рюмкой в руке рассуждать о вреде алкоголя.

Никто не идеален, но, как минимум, нужно научиться обращать внимание на противоречия между тем, что мы говорим ребёнку, и тем, что делаем сами. Часто это очень простые и привычные вещи — когда мы бросаем одежду на кресло, вместо того чтобы сложить её в шкаф, или регулярно опаздываем с ребёнком на занятия.

Хорошая новость состоит в том, что появляется дополнительный стимул быть более организованными и получать все выгоды от этого! Вешая для ребёнка напоминание на входной двери «не забудь телефон», можно заодно и для себя повесить что-то полезное, «держи осанку» или «проверь почтовый ящик».

На нашей SCRUM-доске, кроме дел Никиты, есть и мои стикеры с домашними делами, а потом появились и стикеры остальных членов семьи.

2. Обучение навыкам самоорганизации требует непрерывного внимания

К примеру, если мы учимся планировать дела на день, значит, каждый вечер нам нужно смотреть, что сделано сегодня, а что мы планируем на завтра. Это занимает несколько минут, но именно регулярность создаёт правильный настрой, правильные установки и, в конечном счёте, эффективные привычки.

Естественно, не нужно впадать в крайности: «Ой, раз мы пропустили сегодня планирование, значит, ничего не получается, всё, бросаем это дело» или «Неважно, что у тебя температура 39, нам нужно планировать». Но и браться за это хаотично, от случая к случаю, смысла не имеет.

3. Изменения нужно проводить постепенно (очень постепенно)

«С завтрашнего дня начну новую жизнь, буду бегать каждый день 10 километров!». В 99% случаев это ни к чему не приведёт. А вот «для начала буду парковать машину на той стороне сквера и делать лишнюю тысячу шагов каждый день» — будет работать легко и просто. 

Навыки самоорганизации, которые мы хотим внедрить в жизнь ребёнка, нужно разбить на десятки маленьких кусочков, компонентов. Освоение каждого из них должно быть максимально органичным и не требующим кардинальной перестройки уже сложившегося порядка вещей.

К примеру, когда перед поездкой ребёнок составляет список, он на своём опыте убеждается, что списки очень удобны. Или мы можем поставить с ним напоминание на телефон, чтобы вовремя почистить зубы и оставить время на совместное чтение книжки.

4. Ребёнок должен получать пользу от самоорганизации

Если мы будем заботиться только о том, чтобы делать свою жизнь проще, ничего не выйдет. Например, я говорю Никите: «Я хочу, чтобы у тебя оставалось время поиграть на компьютере, погулять, почитать, сделать вещи, которые тебе нравятся. Для этого мы и учимся контролировать твои дела, управлять ими».

Если мы хотим, чтобы ребёнок просто успевал делать больше нужных нам дел, то вряд ли это вызовет у него энтузиазм и желание учиться таким навыкам.

Сделайте фотографии комнаты с бардаком и комнаты после уборки. Обсудите с ребёнком, где удобнее и приятнее жить, в каких вещах ему важно постоянно поддерживать порядок.

5. Навыки самоорганизации нельзя внедрить в приказном порядке

Весь процесс нужно выстраивать совместно, уважительно. Если возникает необходимость в ограничениях, хорошо бы вместе обдумать правила на этот счёт. Всё должно строиться не на цепочке непрерывных указаний и директив.

Важно, чтобы процесс планирования был совместным, а по важным моментам были оговорены правила.

Например, у нас камнем преткновения было «компьютерное» и «игровое» время. Пока не были обсуждены и приняты чёткие правила, это было постоянным источником конфликтов и взаимных претензий. В итоге мы договорились, что Никита может приступать к развлечениям только после выполнения обязательных дел (у нас оговорены лимиты по времени).

6. Прекратить дёргать и напоминать

Да, да, опять это! Каждый раз, когда вы прямо указываете на какое-то дело, вы двигаетесь в противоположную сторону. Держите в голове, что мы, прежде всего, учим ребёнка управлять делами. Мы хотим, чтобы он понимал свой план на день, умел фокусироваться на делах, знал, за что и в какой момент браться.

Чаще всего я прошу Никиту свериться со SCRUM-доской или напоминаю о ситуации: «Мы скоро собираемся ехать, у тебя всё готово?». Если я вижу, что ему тяжело, могу предложить свою помощь.

Недавно Никита читал книжку, но ему было поручено сходить за хлебом. Он сказал: «Да-да, сейчас». Я не напоминал больше, а просто засёк время. Через 15 минут я подошёл к нему и мы обсудили, почему это «да-да сейчас» не сработало, и как нам лучше поступать в таких случаях.

Войти

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации.

Выслать
Регистрация